Координационный совет Управления Минюства РА 4 апреля 2017 года года

Уважаемая Наталья Александровна!

Уважаемые члены Координационного совета!

      Прежде всего хочу поблагодарить, в лице Натальи Александровны, Управление Минюста России по Республике Алтай за поддержку.

Мы рады, что на заседание Координационного совета сегодня вынесены актуальные для нас вопросы, прежде всего это вопрос организации межведомственного электронного взаимодействия с судами Республики Алтай и вопрос  исполнение решений судов органами ЗАГС Республики Алтай.          

           Буквально два слово о Комитете. Комитет по делам ЗАГС и архивов Республики Алтай является уполномоченным органом Правительства Республики Алтай в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

         Функции по государственной регистрации актов гражданского состояния и по совершению юридических значимых действий  на территории Республики Алтай исполняют 11 территориальных отделов ЗАГС, расположенные в муниципальных образованиях Республики Алтай, которые являются структурными подразделениями Комитета.

           Полномочия в сфере государственной регистрация актов гражданского состояния являются федеральными полномочиями, которые переданы субъектам  Российской Федерации   и  финансируются за счет субвенций  из федерального бюджета.

Статья 4 Федерального закона « Об актах гражданского состояния» (далее- Федеральный закон  143-ФЗ) предусматривает, что  органы государственной власти РФ имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства, но Республика Алтай является высокодотационным регионом и не вправе использовать свои собственные финансовые средства для исполнения федеральных полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Несмотря на ограничения, Правительство Республики Алтай, в лице Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай А.В. Бердникова, все же изыскало возможность и  обеспечило программным продуктом «Находка-ЗАГС» все органы ЗАГС Республики Алтай.  

Органы ЗАГС Республики Алтай с мая  2016 года подключились к Системы межведомственного электронного взаимодействия ( СМЭВ).

ЗАГСы, являются   владельцами первичной информации о правовом состоянии граждан, в  связи с этим  сведениями органов ЗАГС пользуются более  тридцати государственных органов, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов.

        Взаимодействие органов ЗАГС и других организаций осуществляется по двум направлениям:

       1) это  регулярная передача сведений о регистрации актов гражданского состояния в установленные законодательством сроки, согласно  постановлениям Правительства Российской Федерации. Это постановление от 18.11. 2013 года №1030 « Об утверждении правил передачи органами ЗАГС сведений о государственной регистрации рождения и смерти» и постановление от 21.11.2013 г. № 1049 « Об утверждении Правил предоставления органами ЗАГС сведений о государственной регистрации рождения, смерти, заключения и расторжения брака в Федеральную службу статистики»;

       2)  это предоставление информации по запросам уполномоченных органов.

        Анализ деятельности органов ЗАГС Республики Алтай показывает, что данное направление в деятельности органов ЗАГС в последние годы   становится более востребованным.         

Например, в 2016 году в органы ЗАГС Республики Алтай поступили 9891 запросов от судов, органов прокуратуры органов дознания и следствия и других федеральных органов, а за 1 квартал поступили 13906 запросов, из 12346 запросов поступили через систему межведомственного взаимодействия ( СМЭВ).

          Из судов общей юрисдикции Республики Алтай в 2016 году в органы ЗАГС  поступили 1071 запросов, а за 1 квартал 2017 года -254.

          Информация передается в суды общей юрисдикции Республики Алтай в традиционном виде, на бумажных носителях, что увеличивает время затраты,  трудозатраты,  а также приводит к увеличению в разы почтовых и канцелярских  расходов.

          При этом вышеуказанный способ передачи сведений не обеспечивают их конфиденциальность.

          Кстати, при расчете и выделении субвенций из федерального бюджета, деятельность уполномоченных органов в субъектах РФ, по представлению сведений и исполнению запросов, не учитывается. В расчет берутся только количество зарегистрированных актов гражданского состояния и количество совершенных юридически значимых действий органами ЗАГС.

        На наш взгляд, в целях обеспечения информационной безопасности передаваемых персональных данных, оптимизации время затрат,  трудозатрат было бы целесообразнее  Верховному суду Республики Алтай  подключиться к СМЭВ и получить доступ к сведениям о гражданском  состоянии граждан, имеющимся в органах ЗАГС.

          Как вы знаете, что запись акта гражданского состояния составляется только при наличии документа, являющимися основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документа, удостоверяющего личность заявителя.

Документы, которые являются основанием для государственной регистрации актов гражданского состояния прописаны в Федеральном законе № 143 –ФЗ.

         Одним из оснований для государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения юридически значимых действий является решение суда.

Органы ЗАГС исполнить решения суда смогут только в случае, если в резолютивной части решения суда имеются все сведения необходимые для государственной регистрации акта гражданского состояния, и в том числе для  внесения исправлений и изменений в актовую запись.

У органа ЗАГС  нет права самостоятельно устанавливать факты, имеющие юридическое значение.

         В территориальные отделы ЗАГС Комитета в 2016 году для исполнения поступили 2104 решений судов Республики Алтай, а за 1 квартал 2017 года их поступило – 587.

         За 2016 год за получением государственных услуг в органы ЗАГС Республики Алтай обратились 33227 граждан, за год зарегистрировано 9667 актов гражданского состояния, 1573 из них, а это 16%,  зарегистрированы  на основании решений судов.

63% судебных решений, исполненных органами ЗАГС Республики Алтай в 2016 году, приходятся на регистрацию актов гражданского состояния о расторжении брака. За год  81 % актов гражданского состояния  о расторжении браков были зарегистрированы на основании решений судов.

Типичные ошибки, с которыми сталкиваются органы ЗАГС Республики Алтай при исполнении решений судов:

1) при удовлетворении исковых требований заявителей о внесении изменений в актовую запись в резолютивной части решения не указываются место  государственной регистрации акта гражданского состояния, дата составления актовой записи, встречаются случаи, когда место регистрации акта гражданского состояния указано неверно;

2) при установлении отцовства  в решениях судов  указываются неполные сведения об отце;

3)  в решениях судов об оспаривании отцовства  нет сведений о том, что предыдущая запись об установлении отцовства аннулирована, органы ЗАГС не могут такие решения исполнить, так как в отношении одного лица не может существовать две записи акта гражданского состояния об установлении отцовства;

4) в решениях судов об установлении отцовства, факта признания отцовства, не всегда полные сведения, в решениях нет сведений об изменении фамилии и отчества ребенка;

5) в решениях судов о лишении ( ограничении) родительских прав не указывается фамилия матери, указанная в свидетельстве о рождении ребенка, а указывается  матери по паспорту на момент лишения родительских прав, что может не соответствовать  тому сведению, которое указано в записи акта о рождении ребенка, часто в таких решениях не указаны дата и место государственной регистрации акта о рождении ребенка;

6) в решениях судов  о расторжении брака не всегда указываются фамилия супруги до государственной регистрации брака( девичья фамилия);

7)  в решениях судов встречаются опечатки, неточности, которые требуют вынесения дополнительного определения;

8) в решениях судов о внесении изменений в актовую запись о рождении не указывается девичья фамилия заявителя, в актовую запись которой  требуется внести исправление;

9) в резолютивной части судебных решений об установлении юридического факта государственной регистрации рождения, указываются лишь установочные данные родившегося, а сведения о родителях, отсутствуют;

10) в решениях судов об установлении факта национальной принадлежности гражданина в резолютивной части не указывается орган ЗАГС, составивший первоначальную запись акта гражданского состояния.

Также часто встречающимся ошибками являются неверно указанные номера записи актов, в которые вносятся изменения.

На  наш взгляд, многих ошибок можно было избежать, если суды в обязательном порядке запрашивали бы копии записи актов гражданского состояния, при рассмотрении дел, касающихся государственной регистрации актов гражданского состояния при установлении отцовства, установлении факта национальной принадлежности гражданина, при лишении  (ограничении) родительских прав.

Первоочередной задачей органов ЗАГС Республики Алтай является улучшения качества, оказываемых гражданам государственных услуг.

Решить данную задачу органам ЗАГС не удастся, если не будет тесного взаимодействия с судами общей юрисдикции Республики Алтай по вопросам, касающимся государственной регистрации актов гражданского состояния.